Horizon Zero Dawn c длс Frozen Wilds.
Прошёл. Выдохнул. Задумался (надолго).
Но, обо всём по порядку.
Новый рассвет, на данный момент, для меня стала игрой номер один из всего, во что я до сих пор сыграл. Шедевр, стоящий каждого цента.
Эффект присутствия в этой игре потрясающий. Каждый момент времени, каждый диалог, запись из прошлого, дневник, каждый новый встреченный вид роботов или новое поселение/город, всё ощущается так, словно мы в самом деле попали в так знакомый нам мир, но населённый кибер-машинами. Почему кибер? Не будем забегать вперёд (таки спойлер).
Главный герой, как персонаж, заранее определен и не поддаётся изменениям вообще никак. Для многих этом может быть минусом, но, в какой-то мере, так даже лучше. Не будет похабных роликов на Ютубе опошляющих саму суть игры.
В прологе, мы начинаем девочкой 5-6 лет по имени Элой. Она изгой, вместе с Растом, нашим наставником (не отцом), так же изгоем. Матери вообще не наблюдается, сирота? Выглядит всё именно так. В результате любопытства девочка попадает в руины комплекса, где находит устройство называемое "визором". Он позволяет увидеть множество всего интересного вокруг. Например, следы людей/животных, объекты, узнавать слабые места машин, считывать электронные лаптопы исчезнувших предтечей... Стоп. Забыл сказать, мы с Растом одеты в шкуры, примитивное оружие - лук и копьё. И всё, что говорит наш наставник, позволяет сделать вывод, что мы живем в странном мире, на территории племени Нора с достаточно суровыми правилами.
Позже наш персонаж взрослеет и вот настал момент к которому нас готовил Раст, мы готовимся к инициации, она позволит нам стать частью племени, но... только нам, не Расту. Он так и остается изгоем. Мы клятвенно обещаем не забывать наставника и, в стремлении узнать кто же наша мать, приступаем к ритуалу охотников племени.
Такова завязка. А дальше... если пойти по главному сюжету, будет эпическое кино на много часов. Тайны и открытия. Ничего не напоминает? Ну да, я бы сказал симбиоз трех игр: Масс Эффект (как воистину эпический сюжет), Лара Крофт (альпинизм и исследования всяких руин и пещер, но не так злобно), Ведьмак 3 (сходная в чём-то механика улучшений экипировки и исследование мира в целом). Не случайно порядок игр выбран именно таким. Главное всё же сюжет. Разработчик сделал основные события повествования в виде роликов с обстоятельными диалогами и демонстрацией происходящего. Никакого глупого QTE тут нет, слава создателям, мы просто наслаждаемся великолепными видами, эмоциями и историей. Между роликами различные действия. Никто никуда нас за руку не тянет, всегда можно отвлечься на что угодно или вообще забить на время на сюжет (что лично я и сделал, как только выпустили с родных территорий).
Многие критики писали, что в игре пусто. Что там мол делать? Ничего нельзя найти (меркантильный интерес к шмоткам имеется ввиду). Но дело в том, что по сюжету мы и не можем ничего найти, такова жизнь в мире где живую форму жизни на нашей планете почти победил машинный интеллект. Повсюду мы встречаем машины которые не вполне машины, они частично биологичны по строению. Более того, почти все машины имеют прототипами различные формы фауны: Буйволы, Гиены, Жирафы, Тигры и так далее, всего их порядка 20 видов. Все они изначально враждебны к людям. Мы вынуждены бороться за существование и, с переменным успехом, людям это удается, пока что.
А что же привело к тому, что человечество настолько деградировало (до уровня племенной жизни)? В этом и заключается главный сюжет. Я намеренно не стану ничего спойлерить, даже под этот самый "спойлер". Скажу лишь, что сюжет не уступает Масс Эффекту, по моему личному мнению. Эпическая история.
Ладно, сюжет на этом прекратим обсуждать, что же по другим аспектам?
Механика диалогов в определённые моменты определяется тремя условными выборами: агрессивный/силовой, разумный/логичный, доброжелательный/сострадательный. Все такие решения определят в итоге кто из встреченных людей, так или иначе, будет (либо нет) нам помогать.
Не выполняя побочные задания вообще, в финале мы окажемся в гордом одиночестве, что сильно осложнит нашу ситуацию.
Побочные задания, за редким исключением все они интересны/смешны/брутальны/трагичны. В общем разнообразны и вызывают самые различные эмоции: от умиления до смеха в голос, от грусти до откровенной ненависти.
Механика игры в целом. Во-первых, управление - блестящая работа, учитывая, что игра портирована с Сони Плейстейшн (а значит, на джойстики изначально ориентирована) это эталон как надо делать качественный порт который окупит каждый цент. И да, именно тут я злобно и смачно плюю в адрес Square Enix и ей подобных контор, считающих, что сделать что-то на от....сь достаточно, чтобы заработать.
Во-вторых, практически идеальный инвентарь (вот как надо было вам сделать, господа CD Project).
Боёвка - прекрасна и динамична. Порой ловишь кураж, а в другой момент уже лихорадочно ищешь куда бы удрать, чтобы подлечиться и по быстрому сварганить стрел (только на сложных противниках и условных боссах. Почему условных, а потому что в игре таких по пальцам одной руки и то не полностью).
Битвы с боссами запоминающиеся и прогрессия развития, сопутствующих сражений отбалансированы, наверное, близко к идеалу.
Озвучка - полная, даже есть одна забавная песня. Только в длс сокращены записи голоса и часть нужно дочитывать листая соответствующую заметку в "записной книжке", бюджета явно выделили меньше, впрочем и так неплохо и про длс я отдельно еще выскажусь ниже.
Музыка не вызвала никаких нареканий, она есть и она ненавязчивая, ни разу не было желания выключить.
Романы? (о боже, опять этот вопрос). Ну как же, мейнстрим, РПГ - подавайте нам романы! Алилуйя, хоть в одной игре нет этой, навязываемой повсеместно, линии! И более того, в игре нулевой уровень сексизма и прочей толерастии! Поначалу я задумался, а потом и вовсе поразился! Как, совсем-совсем!? Разве это возможно в наше время? Оказывается - возможно! Просто отдушина на общем фоне, в рассматриваемой игре не нужно всё это. Впрочем, неплохо было бы что-то такое увидеть в продолжении, которое должно быть не таким напористым, во всяком случае по главному сюжету. Благо и персонажи для таких вещей в игре присутствуют в достаточном количестве, разве что слабоваты характером. Ну, большинство из них.
К слову, о побочных персонажах. Мне здорово понравились почти все они! Даже главные злодеи.
Звуки боя и окружения, атмосфера и мир - это топ. Лучше ничего я не видел. При этом графика не сказать чтобы какая-то особенно крутая, как и в Ведьмаке 3, общее восприятие завязано на сбалансированный подбор погодных условий, движения ветра, воды, облаков и солнца с луной, мимика лиц.
Очень классно заметить во время восхода или заката огромную тень, и понять, что это, оказывается, не гора, а всего лишь Длинношей, бродящий относительно недалеко. Его габариты таковы, что тень получается грозной и огромной.
Над мимикой отчасти стоило бы ещё поработать, но в условиях ограниченных возможностей оригинальной плейстейшн 4, я думаю в этой игре выжали максимум возможного.
Итемизация. Тут всё прекрасно продумано, разве что немного огорчает случайный подбор модов(улучшений), но мне или повезло или не особо придирался, никаких проблем с этим в процессе прохождения я не испытал.
Теперь про длс.
Как я писал выше - он именно длс, а не аддон. Но длс добротный, с собственной аркой сюжета вписывающейся в общую канву истории оригинала. Единственное у меня нарекание - это уровень сложности. На мой взгляд, стоило бы понизить сложность в рамках издания Complete Edition. Поскольку длс не продолжает основную историю, а должен происходить в рамках до финала основного сюжета игры.
Зоопарк в длс пополнился не сильно, но каждый противник заставляет напрягаться, особенно с учетом появившихся башен, которые регулярно лечат подопечных в приличном радиусе вокруг себя.
Босс ДЛС оказался сложнее чем босс оригинала, по механикам. Отчасти это объяснимо сюжетом, но на мой взгляд спорно.
Как манчкин, я залез во все углы и сделал все задания, кроме так называемых охотничьих угодий - совершенно не люблю испытания на время.
На всё, вместе с длс и поисками различного толка, у меня ушло 80 часов.
В общем, для длс я поставил оценку - 8.5/10. Несбалансированная сложность и откровенный напряг с ресурсами вынуждающий "фармить" на улучшенные снаряды пушек.
А для основной игры моя оценка - 10/10. Мелкие нарекания конечно же можно найти, но это уже откровенные придирки.