Впечатлений от этой игры огромное множество, мнения игроков разнятся диаметральностью, от "Шикарно!" как у меня, до "Что за фигня".
Мое мнение.
Очень жаль что в угоду последней аудитории авторы игры убрали из нее элемент головоломок практически полностью. Это особенно жаль именно потому, что все равно их мнение так и осталось "Что за фигня" стоило ли ради них менять философски самый важный аспект игры... думаю нет.
Но даже не смотря на то что особо изощренных головоломок в игре нету, тем не менее масса самых приятных вещей в ней все таки есть.
Юмор прекрасно отражающий постапокалиптическую атмосферу, отношения персонажей к происходящему, озвучка мыслей основных из них голосом просто великолепны. Чего стоит реплика Энжи: "Так это ты виноват в смерти Эйса своим бездействием!" (с) с последующим молчаливым вскидыванием оружия и контрольным выстрелом в голову. Всё это в кабаке с кучей свидетелей который вполне равнодушно к этому от отнеслись, кроме бармена: "ну вот минус один хороший клиент!".
Разработчики заставляют делать тяжкий психологический и логический выбор, причем не однажды. Чего стоит Шекспировская разборка двух кланов с участием местных Ромео и Джульетты! Это вообще шикарно сделали, причем ни разу не линейно, есть несколько вариантов решения этой войны.
В отличии от Фоллаута, в Васте возможно чуть меньше простора для брожения по карте мира (почему возможно - потому что я пока не пробовал сделать персонажа с очень высокими параметрами удачливости и навыком выживание, которые должны по идее где то решать - найдет игрок что-то или нет). Но при этом каждая локация ключевая, не проходится в стиле "Пришёл, Увидел, Победил", хотя можно сделать и так! Игра не требует тотальной зачистки всего и вся, но зачем лишать себя удовольствия найти какие то тайнички или пообщаться с чудоковатыми персонажами?
Выбор спутников - единственное, что в Васте сделано немного, на мой вкус кривовато, много из них умеют однотипные навыки, что очень сильно сужает выбор, кого же взять, и что прокачивать самому себе, тут авторы я считаю немного не доработали модель баланса. Но в остальном персонажи все характерные, с отличными чертами поведения и комментирования ситуации. От добрячка Ральфи, до циника Скотчмо или романтичной мутантки Есть где разгуляться, и хотя со спутниками нельзя общаться непосредственно, тем не менее они более живые? чем в том же Фоллауте, ну на мой лично вкус. Чего стоит эмоциональное состояние игрока когда в определенный момент лучшего бойца команды приказом командования отзывают!
Возможно стоило бы добавить какие-то личные квесты, чтобы повысить аспект игры со спутниками, но если честно, игра итак ни разу не короткая.
Баланс и ИИ заслуживают всяческих похвал! Если на Easy - нету даже френдли файра, то на третьей сложности, у противников весьма прилично меняется поведение в бою, но что самое главное - меняется механика боя и для игрока! Чаще промахи, значительно больше требуется внимания уделить генерации статов и навыков и последующей прокачки, иначе в какой то критический момент может случиться так что точности и убойности будет критически не хватать. Но разработчики честно предупреждают на выборе сложности.
Я пока играю на третьей, на последней не рискнул, потому точ даже на третьей та ещё жара, а я не на столько пока изучил влияние статов и скиллов на игру. Так вот что могу сказать, да сложность выше да сложнее, но ничего невозможного нету! просто надо использовать тактические возможности предоставляемые игрой. Заходить во фланги, занимать ключевую высоту, или использовать засаду за углом здания в 4 ствола. Что радует противники при возможности тоже используют все эти возможности, обязательно добегут в укрытие если это возможно! кинут гранату, если она у них есть, именно туда где она нанесет наибольший урон.
Если на легкой сложности взрывающиеся мутанты это детский лепет, то уже на второй сложности взрыв такого рядом с отрядом означает выход в кому всех кто был в радиусе 1 клетки от эпицентра взрыва, причем хитрый комп обязательно постарается встать около медика! И поскольку у игры нету опции "подождать" в рамках одного хода, это заставляет тщательно изучать шкалу очередности ходов и планировать отступление или маневрирование.
Из всег осказаного мой совет, не бояться играть как минимум на второй сложности, а лучше сразу на третьей, иначе львиная доля удовольствия от челленджа в выживании и тактике, а игра то именно об этом, просто пройдет мимо.
Интерактивность и интерфейс. За ручку тут практически не водят, но некоторое послабление все таки есть. Персонаж с навыком поиска интересностей, использует этот навык постоянно, без дополнительной активации, достаточно провести мышкой по ящику/двери/сейфу чтобы определить есть ли там ловушка (при условии что уровень навыка достаточный) и вот загорается маленькая лупа с дымком, это полезно когда какой то сейф очень тщательно спрятан где то в окружающей среде, например в кустах, или среди покрышек или же где-то ещё. некоторый хардкор заключается в ключевых кодовых словах (на которых построено множество триггеров в игре), эти слова можно вручную вводить в диалогах, чтобы добиться какой то скрытной возможности решения вопроса, например в упомянутой выше Шекспировской разборке. Кроме того, некоторые спутники за помощь будут говорить коды от своих сейфов или же такие коды можно увидеть где то на бумажке, так вот такие вещи игра никак не записывает, поэтому именно для этих целей полезно при игре иметь под руками блокнот для записи. В противном случае придется использовать очень высокие по уровню навыки взлома. вообще если вы по игре встречаете вдруг сейф/дверь котоаря вместо обычных 60-80% шанса вдруг 12-16% это означает что, скорее всего, где-то рядом есть возможность узнать код. Либо у персонажа, либо просто написанный да хотя бы на стене в виде граффити Для некоторых вещей в игре нужно использовать найденные ранее предметы, это делается легко, но не всегда очевидно, так что думать головой порой полезно
Не обошлось и без огрехов, в частности перевода за который хают Буку, но в интервью с продюсером игры по ссылке выше можно понять что вина Буки в этом минимальна, они поздно начали перевод, при чем это не какие то 20 тысяч слов типичных для современных игр, это сотни тысяч слов по имеющейся информации 600 тысяч плюс, и это не просто текст, это текст с ключевыми словами, от которых зависит как пойдет игра, допустить ошибки в таких раскладах вполне реально и не трудно. На фоне найденных примерно 10 текстов не переведенных, и одного критического бага (который можно однако обойти временным переключением на англ язык, чтобы пройти диалог и потом вернуться обратно) всё остальное в игре переведено просто прекрасно! В стилистике перевода я не заметил ни одной халтуры. Поначалу подумалось только что отсебятина была в переводе навыков "Хитрожоп" и "Жополиз", но однако же нифига подобного, в оригинале они так и звучат Kiss ass и Smart ass
Озвучка, всё от музыки до песен и просто звуков окружения просто блестящие! Вот как надо делать озвучку и Лариан студии стоило бы поучиться у коллег, как не допускать лишних звуков которые раздражают через полчаса игры скажем на рыночной площади города.
Вступительный ролик, imho, просто шедеврален! Настолько ярко и точно передать саму суть игры, браво! В дальнейшем роликов синематик не будет, кроме вероятно заключительного, я ещё не завершил игру, решив переиграть на третьей сложности и перераспределив навыки таким образом чтобы по возможности зацепить все аспекты игры.
Отдельного упоминания стоит модель придания уникального вида персонажам, в игре есть своеобразные наряды, без характеристик, влияющие лишь на то, как будет выглядеть персонаж; там огромный выбор многие вещи такого плана хитро спрятаны, чего стоит костюм Кинг-Конга, или ковбоя Ах да, ссылка на кастом портреты вверху темы не случайна, игра предоставляет функционал загрузить свои портреты.
В заключение скажу, у игры огромный потенциал на переигровку, и первичное прохождение скорее всего не даст даже трети возможных комбинаций и решений. Просто потому, что такова механика действия некоторых вещей. Например, некоторых спутников не присоединить если у отряда суммарный показатель, скажем, Харизмы ниже 25, а другие не пойдут с вами из за вашего выбора ранее по сюжету...
Итого, вердикт игре от меня, даже с учетом незавершенности мною основного сюжета: 9/10, один балл я вычел за не вполне хорошую продуманность навыков у спутников. Эмоции это то что дарит данная игра в полной мере!