Метро: Исход
Наш паровоз, вперёд лети.
В Коммуне остановка.
Иного нет у нас пути—
В руках у нас винтовка.
Надежд было много, ибо наконец-то нам дали выползти из метро в большой дивный новый мёртвый мир. На поезде, по нескольким большим открытым локациям (а я такое люблю намного больше одной большой открытой локации или идущих друг за другом уровней), с разными временами года, короче, кайф.
И кайф начали портить прям сразу и прям в сюжете. Начало, к сожалению, взято из худшей книги в этой вселенной Метро 2035. Опять людей стреляют направо и налево, опять какая лютая жесть. Причём лютую жесть творят, как это ни странно, не красные, а местные свидетели свободного рынка, то есть Ганза. Не менее странно выглядят дальнейшие поиски оккупантов и радость Мельника от встречи с правительством. Не понравилась завязка категорически, опять жесть ради жести без особой логики и смысла, лучше бы нормальную исследовательскую экспедицию снарядили, чтобы поглядеть если жизнь за МКАДом, а радио могло глушить, допустим, радиацией. И чтобы экспедиция была именно исследовательской, то есть хотя бы с одним учёным, который изучал бы всякое. Научного подхода очень не хватало.
Тем более что после того, как мы уедем подальше от окончательно захлебнувшегося в клюкве и трупах московского метро, начинается прям тот кайф, который я и ждал.
Волга встречает нас шикарными видами, огромной водоплавающей штукой и культистами. Наравне с тайгой это лучший уровень игры: очень красиво, шикарные развалины деревенек, депо, поезда, куча секретов и исследований.
Небольшой относительно остальных уровней Ямантау запоминается отличной боевой музыкой, драйвовым пробегом по бункеру и прикольной, но очень детской аналогией на власть.
В Каспии нас встречает пустынный биом, чего я терпеть не могу. Сюжет тут вертится вокруг освобождений рабов от бандосов, вполне норм, но рабы какие-то ну очень карикатурные получились, особенно в плане речи. Аж прям мешало нормально сюжет воспринимать. Но можно на буханке покататься. Худший, на мой взгляд, уровень, этакий Безумный Макс на минималках.
Тайга снова реабилитирует игру в плане шикарных видов и проработки местности. Полуразваленный пионерский лагерь невероятно атмосферен, культурный код бьёт со страшной силой: эти статуи пионеров, обязательная величественная статуя Ленина, старые деревенские домишки. Интересная история у местных обитателей, если бы только они в очередной раз с очередными бандосами не воевали. Ну и линейности стало много больше. На этой локации прям забываешь, что катастрофа произошла не во времена СССР, а в России и мы блуждаем по развалинам погибшей более продвинутой цивилизации.
В финале снова мёртвый зимний город с залезанием в метро, чтобы напомнить (в том числе линейностью), что мы тут вообще-то в Метро играем. Тоже вполне отлично получилось.
Концовка хорошая. Несмотря на свою лютую клишированность (ну сколько можно убивать этот тип персонажей!?) получилось атмосферно и сильно. Да и тут второй раз за игру отличная музыка, на не просто что-то на фоне.
В целом основной сюжет основной игры звёзд с неба не хватает, а вот истории на отдельных уровнях вполне неплохие. Ну и поезд очень шикарен и невероятно атмосферен. В первый раз, когда выходишь из кабины и смотришь на пролетающую мимо Москву испытываешь просто невероятные ощущения. Отличная придумка с промежуточными уровнями в поезде, где каждый раз многое меняется, можно поговорить с попутчиками, почитать журнал с описаниями всякого, послушать радио и т.п. Да и на больших уровнях с выполнением сюжета что-то постоянно меняется, делаются временные лагеря, кто-то что-то новое говорит, иногда даже интересное.
Хорошие персонажи. Основные, Мельник и Анна, несколько поменяли характеры, но в данном случае это вполне понятно. Новые тоже вполне норм. Есть откровенные статисты на пару сюжетных заданий, есть более играющие роль. Есть даже американец, получившийся очень прикольным и ярким персонажем. Как он на Волге коллег насчёт своего происхождения троллит любо дорого смотреть. Лица стали очень фактурные, прям веришь, что не только живые, но и наши.
Очень не хватало таинственности, мистики, фактически всё везде сводилось к разборкам пары человеческих группировок, причём разборок добрых (или условно добрых) с каким-то бандосами. Так же как-то слишком часто поднимается тема религиозного мракобесия. Назови игру, допустим, Fallout: Russia, и ничего особо не изменилось бы. Тогда как, особенно в первой книге, было очень много таинственного, будоражащего воображение. Мутанты есть, но они мало того, что по большей части те же самые (но перерисованные, стало получше) так ещё и их удручающе мало.
Отлично сделали систему крафта. Теперь нужно собирать и всякий мусор (и это интересно, подстёгивает к исследованиям уровней), из которого лепим всякий обвес для оружия. Причём комбинируя разные штуки можно на выходе получать из одного и того же оружия довольно разные вещи, например, обычный револьвер с глушителем можно превратить чуть ли не в полноценную снайперку (а как она звучно шмаляет, даже сидя в кресле подпрыгиваешь!). Крафт тут полностью заменяет торговлю, так что больше никакой валюты-патронов.
Осталась карма, которая благоволит скрытным прохожденцам без убийств. Есть традиционные хорошая и плохая концовки.
Сильно портят впечатления до сих пор многочисленные баги. От мелких типа парящей в воздухе растительности (даже в довольно заметных местах) и т.п. до постоянных вылетов на DX12 (из-за чего пришлось играть на 11-м). Да и текстурки с модельками кое-где слабенькие.
Один раз даже был такой случай: перепрыгиваю со скалы на корабль на Каспии, беру там в рубке новую обойму для дробовика и лезу дальше поглядеть есть ли шо. Вижу люк, вполне себе проходимый и ничем не прикрытый, залезаю, а там тупо ржавые переборки и невозможно вылезти обратно никак. Тут же, конечно, шмаляется автосейв по времени, я загружаю игру из ранее сделанных сейвов и тут меня ждёт ещё один сюрприз - сейвы как-то лихо бьются и загружаются не с контрольных точек, а с последней выполненной сюжетки (а я там ещё полазать успел и кран зачистить от снайпера). Очень дико было кусок игры перепроходить в игре ААА класса из-за такого попадалова. И ведь ни телепортации, ни самоубиться и очнуться в постельке нельзя...
Да и с оптимизацией что-то странное. На Волге я мог выкрутить все настройки на эпик (DX11, помните? То есть никакого RTX и т.п.) и вполне норм играть на 60-80 ФПС в 2К (2080 видюха, i7 9-й серии, 32 гб RАМ, SSD). Но дальше пришлось чутка снизить аппетиты, особенно в Каспии.
И главный вопрос: а где клюква-то!? А что, так можно было!? Оказывается, вполне можно и даже лучше получается. Сюжет хоть и средний (но хорошо поданный), но ты не бьёшься головой о стол, мол, вы, это серьёзно?.. Ну, ладно, после того как герои укатывают из Москвы не бьёшься.
Получилась очень хорошая игра часиков на 30.
8/10
Метро: Исход. Два полковника
Мой командир, решительный не в меру,
Медлительность неистово кляня,
Решил нас всех увлечь своим примером –
И бросился в кипение огня.
Сюжет рассказывает о том, что происходило в Новосибирском метро и одновременно тогда, когда в конце игры Артём и Мельник разделились. Результаты войны мы видели в оригинальной игре, а сейчас, в роли полковника Хлебникова мы поблуждаем по тоннелям метро, по живой станции и по бункеру.
По продолжительности ДЛС примерно с Ямантау или Мёртвый город.
Разработчики вернулись, так сказать, к корням: полная линейность, есть эпизод с обычной жизнью на станции, старый добрый огнемёт и злобное правительство, которое всех обманывает. Но на этот раз тут более-менее хорошо показаны мотивации злодеев.
Однако, если не брать в расчёт, набивший оскомину даже в рамках серии эпизод с войной на станциях, два других эпизода: зачистка туннелей от биомассы и поход в бункер за картами, крайне атмосферны и интересны.
Концовка, несмотря на некоторые логические дыры (почему бы не взять несколько ампул? И откуда у Мельника его рельса, он же её Артёму отдал?) отличная, драматичная и пробирающая. Вообще тут авторы сильно постарались в катсцены, переходы от Хлебникова к Мельнику поставлены очень хорошо. Оригиналу подобного очень не хватало.
А де клюква-то опять? Ну, если не брать некоторое превышенное количество алкашей на квадратный метр станции, то её нет. Удивительно…
7,5/10
Метро: Исход. История Сэма
Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который,
Странствуя долго со дня, как святой Илион им разрушен,
Многих людей города посетил и обычаи видел,
Много и сердцем скорбел на морях, о спасенье заботясь
Жизни своей и возврате в отчизну…
Очередной классический пересказ истории о возвращении домой. Кто-то вспомнит Одиссею, кто-то, может быть, книжку Андрея Круза «Я еду домой», где была обратная ситуация – русский пытался выбраться из сожранного зомбями США.
Ну и здесь внезапно один из лучших второстепенных персонажей оригинала прибывает во Владивосток с целью разжиться кораблём. И наш бравый морпех не находит ничего более подходящего чем огромадная ядерная подлодка! В эпизодах колоритный капитан, ещё один американец – типичный торгаш, постБэтмен и, конечно, пьяные русские. Вообще, в двух ДЛС как-то очень много внимания уделяется пьянке, что особенно странно смотрится на станции, где порядки должны быть строжайшие. Развели, панимаишь, демократию… Но надо отметить. Что эпизод с Капитаном тут шикарен.
И если первое ДЛС про полковников возвращало нас к истокам серии и коридорным уровням, то тут пошли по пути третьей части. То есть нас ждёт большая эпизодически открытая карта. Да, нас ведут по сюжету, но от него хотя бы можно отклоняться, чтобы исследовать соседние локации, где даже квесты будут (целый один, не считая заданий капитана, но эта история братьев прекрасна). Чувствуется больше свободы и вариативности.
История простенькая, но есть моральный выбор в конце. Главное, что стоит отметить – Сэм говорит! Охотно и много. И на контрасте с вечно молчащим Артёмом, а также отличных сюжетных роликов не от первого лица в Полковниках, прям видно, как бы по-другому и качественно лучше заиграла история оригинала если бы не синдром Гордона Фримена (точнее лень и/или нехватка средств для прописывания героя)!
Так, ну тут-то должна быть клюква! Это Метро или что вообще!? Помимо редких пьяных русских и небольшого лебезения перед парочкой амеров в общем-то ничего такого особенного. Вся клюква осталась в Москве, что, в общем-то, уже само по себе довольно интересная мысль.
7,5/10
Скрины в соседней теме.